Меч.
|
|
Gessar | Дата: Среда, 23.06.2010, 04:48 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Меч — холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей обоюдоострые, реже заточенные только с одной стороны. Мечи бывают рубящие (древнеславянский и древнегерманский типы), рубяще-колющие (Меч Каролингов, Русский меч, спата), колюще-рубящие (гладиус, акинак, ксифос), колющие (кончар, эсток). Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см). Масса меча колеблется от 700 г (гладиус) до 5-30 кг (парадно-церемониальный цвайхандэр ,фламберг). Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,6 до 2 кг. Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Отличительной особенностью меча является его универсальность: использовали как пешие так и конные воины; рубящие удары мечом отличаются особой мощностью, особенно при рубке с седла, как против бездоспешных ратников, так и воинов в доспехах (прорубали лёгкие кольчуги, наносили резаные и колотые раны и могли полностью отрезать части тела); колющими ударами меча можно проколоть кирасу и зерцало, если качество меча превосходило качество доспеха; ударом меча по шлему можно оглушить противника или убить, если меч пробьёт шлем. Часто к мечам ошибочно относят различные виды изогнутого клинкового оружия, в частности: хопеш, копис, фалката, катана (японский меч), вакидзаси, а также ряд видов прямого клинкового оружия с односторонней заточкой, в частности: скрамасакс, фальшион. Появление первых бронзовых мечей относят к началу 2-го тысячелетия до н. э., когда появилась возможность изготавливать клинки большего размера, чем у кинжалов. Мечи активно использовались до конца XVI века. В XVII веке мечи в Европе были окончательно заменены на шпаги и палаши. На Руси сабля окончательно вытеснила меч к концу XIV века. Мечи Древности. Несмотря на то, что мечи появились не позднее 1000 г. до н. э. (бронзовые мечи, обнаруженные на территории Скандинавии, датируются ориентировочно I тысячелетием до н. э.), широкого распространения они не получили. Дело в том, что основным материалом для изготовления клинков была бронза, а она отличается приличной массой и высокой ценой. Меч получался либо излишне тяжелым, либо слишком коротким с плохими рубящими свойствами. Поэтому клинковое оружие древних цивилизаций первоначально было изогнутое с односторонней заточкой. К ним относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Мечи начинают активно использоваться с VI века до н. э. Наибольшую известность получили следующие виды колюще-рубящих мечей: ксифос — древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой; гладиус; акинак. Рубящие мечи применять начали кельты и сарматы. Сарматы использовали мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Крестовина сарматского меча достаточно узкая (шире лезвия на 2-3 см), рукоять длинная (от 15 см), навершие в форме кольца. Спата кельтов применялась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовина отсутствовала, навершие массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела. Мечи средних веков (Запад) В Европе меч в Средние Века получил широкое распространение, имел множество модификаций и активно использовался до Нового Времени. Меч менялся на всех этапах Средневековья: Раннее Средневековье. Германцы использовали однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами. Яркий пример — скрамасакс. На развалинах Римской Империи наибольшей популярностью пользуется спата. Бои ведутся на открытом пространстве. Оборонительная тактика применяется крайне редко. В результате, в Европе господствует рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет. Дол достаточно широкий и неглубокий. Масса меча не превышает 2 кг. Такой тип меча принято называть меровингским. Каролингский меч отличается от меровингского, главным образом, заостренным концом. Но и этот меч использовался как рубящее оружие, несмотря на заостренный конец. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения. Древнеславянские мечи по конструкции от древнегерманских практически не отличались. Современная реконструкция кавалерийской спаты II в. Высокое Средневековье. Происходит рост городов и ремесел. Растет уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. На смену кожаным доспехам приходят металлические. Возрастает роль кавалерии. Набирают популярность рыцарские турниры и дуэли. Бои часто проходят в тесноте (замки, дома, узкие улицы). Все это накладывает отпечаток на меч. Господствует рубяще-колющий меч. Лезвие становится более длинным и узким. Клинок сужается к острию. Удлиняется рукоять и навершие становится небольшим. Крестовина становится широкой. Масса меча не превышает 2 кг. Это так называемый романский меч. Позднее Средневековье. Идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действий становится все более разнообразной. Используются доспехи с высокой степенью защиты. Все это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей — колоссально. Помимо однуручных мечей (ручник) встречаются полутораручные (полуторник) и двуручные мечи (двуручник). Появляются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно использоваться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина». Многообразие европейских мечей: Бастард. Полуторный меч, он же Бастард (англ. bastard-sword иногда переводимый как «батарный меч» от фр. batard) — длинный меч, предназначенный для фехтования как одной рукой (обычно с коня), так и двумя (обычно пешком и без щита), с рукоятью короче чем у настоящего двуручника, называется полуторным в сравнении с одноручным и двуручным мечами. Лезвие полуторного меча часто было короче лезвия двуручного, но длиннее одноручного, и точно так же рукоять. Полуторный — от слова полтора. Полуторные мечи обычно имеют характерное деление рукояти на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у противовеса, при этом противовес нередко вытянутый. Произошёл от длинного рыцарского меча (англ. war sword/англ. long sword/англ. great-sword), который при фехтовании пешком и без щита порой подхватывали второй рукой за яблоко (противовес) (что любопытно, клинки этих одноручных рыцарских мечей, в Шотландии вставляли в рукоять клеймора, превращая их в двуручники — о чём свидетельствуют металлургические исследования и клейма на клинках). Поскольку подобный прихват был довольно популярен, оружейники стали делать это противовес более ухватистым, одновременно удлиняя рукоять, что привело к появлению полуторных мечей. Некоторые из поздних полуторных мечей в связи с наличием сложной гарды и узкого клинка являются разновидностью боевых шпаг/рапир. Кацбальгер. Кацбальгер (нем. Katzbalger, буквально — «кошкодёр») — короткий ландскнехтский меч для «кошачьих свалок» (ближнего боя), в котором имел преимущество перед кинжалами. Без острия и с характерными рукоятью и гардой, носившийся всеми ландскнехтами в качестве вспомогательного вооружения к пике, алебарде, двуручнику, аркебузе, носившийся также офицерами и артиллеристами. Существует расхожее мнение, что меч «кацбальгер» получил свое название, от того, что на его ножны использовались шкуры рыжих котов. Но более правдоподобным считается происхождение названия именно от «кошачьих свалок» (ближнего боя). Цвайхендер Двуру́чный меч (нем. Zweihänder или нем. Bidenhänder или нем. Bihänder) — меч ландскнехтов на двойном жаловании, имевший специфическую двойную гарду, в которой малая гарда, называвшаяся «кабаньими клыками», отделяла незаточенную часть клинка (рикассо) от заточенной. Незаточенная часть клинка, называвшаяся сильной, обычно была самой толстой и прочной частью клинка, которую использовали для постановки блоков без боязни повредить клинок (не опасаясь выщербин на лезвии), за эту же часть клинка нередко брались второй рукой для усиления удара за счёт увеличения рычага, в связи с чем и существовала малая гарда, при этом часть клинка между гардами порой для удобства дополнительно обматывали кожей. Как и другое тяжелое длинное вооружение (пика, алебарда), двуручный меч часто носился ландскнехтами в паре с кацбальгером («кошкодёром») — коротким мечом для ближнего боя. Двойное жалование его владельцу платилось не только за мастерство в фехтовании, но и за то, что его владелец должен был, рискуя жизнью, в бою рубить им пики противника. Нередко перед боем происходил поединок на двуручниках лучших фехтовальщиков воюющих сторон. В настоящее время существуют противоположные версии насчёт того, в каких ситуациях им рубили пики: по одной версии это происходило до того, как противники сошлись (критика: мечника просто быстро убили бы из аркебузы); по другой версии — после того как воюющие стороны упёрлись пиками друг в друга (критика: заодно срубались бы и свои пики).
|
|
| |
Gessar | Дата: Среда, 23.06.2010, 04:55 | Сообщение # 2 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Фламберг. Фла́мберг (нем. Flamberge, от нем. Flamme — пламя, также встречаются офранцуженный вариант транскрипции Фламберж) — двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой (пламевидной) формы. Применялся в Европе (в особенности в Швейцарии и Германии) в XV—XVII веках. История появления Появление такого оружия, как фламберг, имело ряд предпосылок. Ещё во времена первых крестовых походов рыцари-крестоносцы познакомились с имевшими искривленный клинок образцами оружия Северной Африки и Святой земли — саблями. Чуть позже, во время походов Чингиз-хана, в Европу попала и лёгкая монгольская сабля. При этом было отмечено, что искривленные клинки обладают большей поражающей способностью, нежели прямой меч того же веса. Однако широкого распространения в Европе оружие с изогнутым клинком не получило. Тому имелся целый ряд причин. Во-первых, мощность удара тяжёлого рубящего меча была выше, чем у лёгкой сабли, и качественный стальной доспех был для сабель практически непреодолим. А попытки выковать саблю, сравнимую по мощности удара с тяжёлым мечом, успеха не имели — резко снижалась прочность клинка. Кроме того, к этому времени в фехтовании начали появляться колющие приёмы, для нанесения которых сабля была пригодна куда меньше, чем меч. Также оказывал влияние тот факт, что бои часто велись в узком пространстве (улочки городов, дома, замки), что не позволяло в полной мере пользоваться преимуществами сабли. Однако к XIV—XV векам развитие металлургии и параметры рыцарской брони сделали рубящий меч на поле боя почти бесполезным (для пробития брони требовалось нанести 3—5 рубящих ударов, а это возможно только в бою один на один). Оружейники начали активно искать выход из ситуации — к примеру, в создании колющего «бронебойного» меча типа панцербрехера, и таких типов оружия, как эсток и кончар. В Европе и Азии началось распространение бронебойных топоров — клевцов. Кроме того, в противоборстве с латниками начала усиливаться роль копий и ударно—раздробляющего оружия. К примеру, русские ратники предпочитали применять против тяжеловооружёных рыцарей рогатины и совни, а также булавы—шестопёры с высокой эффективностью удара (использовались, впрочем, и клевцы). Табориты расправлялись с рыцарями при помощи боевых цепов. Периодически возвращались и к идее искривлённого клинка. К концу XV века появилась мысль вместо единого изогнутого клинка сделать клинок волнового типа, с несколькими изгибами. Однако как полноценное боевое оружие, фламберги появились лишь в середине XVI века, в Германии (предположительно — в Южной). Устройство Фламберг представлял собой двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком, имеющим ряд последовательных противофазных изгибов. Боевое оружие чаще всего имело изгибы лишь на две трети своей длины от гарды — конец клинка оставался прямым и служил для нанесения как рубящих, так и колющих ударов, как обыкновенный меч (это особо относилось к двуручным образцам, требующим больших тренировок и силы удара). По всей длине клинка лезвие затачивалось, при этом «волны» клинка чуть отгибали (разводили), как у пилы. Часто помимо основной гарды, служившей для защиты кистей рук воина, фламберги имели и малую волнистую гарду, расположенную перед основной и служившую для перехвата клинка противника. Чаще всего её крепили под углом в 45 градусов для увеличения захватывающего эффекта. Между гардами размещалось рикассо. Мечи-фламберги были сложны в изготовлении и отличались дороговизной. Поэтому, кроме настоящих, дорогих фламбергов, у которых был изогнут сам клинок, существовали также дешёвые фламберги, переделанные из прямых мечей путем особой заточки клинка до волнистого состояния. Общая длина фламберга достигала 1,5 м, рукоять покрывалась материей или кожей. Принцип действия Основным преимуществом конструкции фламберга в сравнении с обычным мечом являлось существенное уменьшение поражающей поверхности при контакте с мишенью. Таким образом, благодаря тяжести меча и изгибам клинка, значительно усиливался удельный разрушительный эффект на единицу площади — выгнутая кромка имела лучшие рубящие свойства за счет концентрации ударного воздействия клинка. То есть, во фламберге сочетались эффективность кривого меча с привычной для европейцев прямой формой клинка. Выступающие участки волн первыми касались цели, что повышало шанс прорубить жесткую поверхность. Добавочным фактором являлось то, что в большинстве случаев рубящая грань не перпендикулярна разрубаемой поверхности, что повышало эффективность рубки нежестких объектов. Кроме того, обратный ход волнистого «пламенеющего» лезвия давал вполне очевидный эффект пилы, рассекая поражаемую поверхность. Колющий удар фламбергом причинял противнику значительно более тяжелую рану, нежели удар обычным клинком. Из-за особенностей заточки клинка, раны, нанесенные фламбергом, практически не заживали. Эффект фламберга заключался, прежде всего, в том, что при последовательном прохождении («прорезке») сквозь тело жертвы, волны оставляли рваную рану с несколькими параллельными разрезами внутри неё, которые, с учетом уровня средневековой медицины, почти всегда воспалялись, вызывая гангрену. Данный эффект действовал примерно до первой трети ширины раны, то есть до окончания собственно зоны волнообразной заточки. При этом, чем большую амплитуду волн имел клинок фламберга, тем сильнее проявлялись эти свойства. По тем же причинам фламберг вообще давал очень широкую колотую рану — эффективная ширина раны, равная расстоянию между крайними точками лезвия на противофазных волнах, в полтора-два раза больше фактической ширины лезвия. Кроме того, за счет волнистой формы «пламевидный» клинок в некотором роде самоориентируется в направлении наименьшего сопротивления и реже застревает между рёбрами жертвы (однако при жестком удержании рукояти меча это свойство почти исчезает). Наконец, скругленная форма «волн» лезвия препятствовала застреванию клинка в теле жертвы и позволяла совместить акт извлечения с актом расчленения. Фламберг также давал ряд преимуществ в оборонительном положении, поскольку при отражении атаки клинок соперника задерживался на волнах, не опускаясь до перекрестья меча. Вместе с тем, фламберг имел и ряд недостатков. В частности, клинок фламберга обладал меньшей жёсткостью и бо́льшим весом: клинок приходилось делать бо́льшей (в сравнении с прямым мечом) толщины, так как объективно он имел довольно узкое лезвие. Волнообразная форма клинка программировала множество зон напряжения металла (по одной на каждые полволны), что в сочетании с неравномерностью нагрузки на лезвие давало значительно бо́льший риск поломки клинка при нанесении или отражении удара. Кроме того, на отрицательных полуволнах закаленная грань лезвия работает на растяжение в бо́льшей степени, нежели у прямых или слабоизогнутых клинков, что также негативно сказывалось на долговечности фламберга. В попытке увеличить долговечность фламбергов их изготовители разрабатывали различные системы закалки клинка. Отмечено, к примеру, что ряд фламбергов имеет закалку только режущей кромки с разными вариантами поверхностной цементации. В этом случае распределение нагрузок являлось более приемлемым для несения как ударных, так и вибрационных нагрузок. Однако, поскольку фламберги были, по существу, оружием единичного изготовления, для клинков из одного и того же металла из-за разной формы клинка нужно было подбирать различные варианты закалки. Общими проблемами были также сложность изготовления фламберга, высокие требования к качеству металла, связанные с этим высокая цена и достаточно ограниченное количество фламбергов, находящихся в употреблении. Применение фламбергов Распространению фламбергов в первую очередь способствовала наёмная пехота — кондотьеры и ландскнехты, вышедшие на арену войн в конце XV века. Весьма часто они были вооружены двуручными мечами — цвайхандерами, некоторые имели и фламберги. Несмотря на то, что фламберг, в силу своей дороговизны, был оружием достаточно редким, его достоинства были быстро оценены. Особое распространение фламберги получили в годы 30-летней войны. Очень скоро за фламбергом закрепилась репутация грозного оружия. К примеру, в бою зажать человека с фламбергом щитом было практически невозможно, так как изогнутое лезвие эффективно резало и протыкало щиты. В разрубании доспехов фламберг имел значительные преимущества перед прямым мечом. Нанесённые фламбергом раны практически не заживали, что послужило почвой для легенд об «отравленности» фламберга. Воины-«фламбергоносцы» закономерно внушали страх и были объектом особой ненависти противника. Отдельные полководцы тех лет приговаривали плененных владельцев фламбергов к смерти исключительно за ношение подобного оружия. В одной инструкции для солдат прямо указывалось: «носящий лезвие, волне подобное, должен быть предан смерти без суда и следствия». Примерно в это же время фламберги (как и арбалеты) были про́кляты католической церковью и запрещены ею к использованию, как негуманное оружие. Однако особенного действия этот запрет не возымел, и использование фламбергов продолжалось вплоть до XVII века, когда они постепенно вышли из употребления вместе с прямыми двуручными мечами. Часть мечей с «пламенеющим» клинком изготовлялась исключительно в церемониальных целях. Клинки подобных мечей, как правило, выковывались из единого куска металла, не несли соответствующей закалки и имели изгибы по всей своей длине. Изучение этих мечей послужило почвой распространённого в прошлом предположения, что фламберги изначально являлись небоевым оружием. Отчасти эта гипотеза опиралась на сравнение фламбергов с огненным мечом архангела Михаила. Однако позднейшее изучение боевых фламбергов опровергло данную гипотезу. [править] «Пламенеющие клинки» позднего времени Когда в XVII веке, с развитием огнестрельного оружия, доспехи утратили свою практическую ценность, двуручные мечи, основным назначением которых было именно разрубание доспехов, автоматически вышли из употребления. Вместе с ними исчезли и фламберги, однако сами волнистые клинки из оружейного искусства не пропали, перейдя к шпаге. Пламенеющая шпага унаследовала практически все достоинства фламберга (она прорезала кольчуги, не застревала в теле жертвы, позволяла блокировать клинок противника и т.д.). Однако, помимо этих преимуществ, шпаги с волнистым клинком получили еще одно. Конструкция шпаги в принципе позволяла в бою схватить клинок противника рукой в кожаной перчатке и нанести ему неблокируемый удар. Но в случае с волнистым клинком-пилой подобный приём грозил серьёзными ранами. Практичный клинок получил распространение как оружие наемных убийц и профессиональных дуэлянтов — бретёров, хотя массово такие шпаги не производились по причине сложности и дороговизны. Волнистые клинки использовались вплоть до начала XVIII века, когда они окончательно вышли из употребления. [править] Аналоги фламберга В юго-восточной Азии получило распространение оружие, по принципу действия практически аналогичное фламбергу — малайский крис, также имеющий волнистое лезвие. Данный тип оружия существует до сих пор в качестве традиционного ритуального кинжала.
|
|
| |
Gessar | Дата: Среда, 23.06.2010, 04:57 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Эспадон. Эспадон (также спадон, фр. espadon от исп. espada — «шпага») — тип двуручного меча («большая шпага») использовавшийся главным образом в Германии и (в особенности) Швейцарии в XV—XVII веках[1]. Эспадон можно рассматривать, как «классический» тип двуручного меча. В ряде источников наименование «эспадон» является синонимом собственно двуручного меча. [править] Устройство Эспадон является тяжёлым рубящим мечом, приспособленным исключительно для работы двумя руками. Клинок меча обоюдоострый, с округленным острием, длиной до 1,5 м при длине всего оружия около 1,8 м. В сечении клинок в абсолютном большинстве случаев четырёхгранный. Гарда состоит из двух длинных и массивных дужек, усложненных иногда боковыми кольцами и в большинстве случаев слегка спускающихся к лезвиям. Центр тяжести оружия — на лезвии возле гарды. Иногда встречались варианты с центром тяжести, смещённым ближе к острию клинка, что облегчало бой против вооружённого щитом и мечом противника, а также усиливало пробивную способность данного оружия. Рукоять трубчатая или накладная, покрывается материей или кожей и оканчивается оголовьем, которого, впрочем, может и не быть. Вес боевого оружия колеблется в пределах от 3 до 5 кг (более тяжелые клинки были, как правило, декоративными, церемониальными, тренировочными и т.п.) Характерной особенностью является наличие на клинке на некотором расстоянии от гарды выступов — так называемой контргарды. Между ними и гардой клинок имеет рикассо, иногда покрывающееся кожей или тканью. Кроме того, эфес часто имеет характерные кольца возле гарды, которые, как и рикассо, использовались для дополнительных хватов меча, а также обеспечивали дополнительную защиту и, в некоторых случаях, могли служить ловушкой для клинка противника. Эспандон не имел ножен, однако в походе клинок мог зачехляться. При ходьбе меч носился на перевязи из широкого ремня справа на плече. Также существовал вариант ношения эспадона слева под мышкой, придерживая большим пальцем левой руки за кольцо гарды. [править] Применение Двуручные мечи употреблялись только небольшим числом очень опытных воинов, рост и сила которых должны превышать средний уровень, и которые не имели другого назначения как быть "jouer d'epee a deus mains". Эти воины, находясь во главе отряда, ломают древки пик и прокладывают дорогу, опрокидывая передовые ряды неприятельского войска; вслед за ними по расчищенной дороге идут другие пешие воины. Кроме того, jouers d' epee сопровождали в стычке знатных лиц, главнокомандующих, начальников; они прокладывали им дорогу, а в случае падения последних, охраняли их страшными взмахами меча, пока те подымались при помощи пажей.Также они частично (а точнее их облегчённые вариации) употреблялись легкой пехотой для противостояния тяжёлой панцирной пехоте. 
|
|
| |
Gessar | Дата: Среда, 23.06.2010, 05:00 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Клеймор Кле́ймор (также клэймор, англ. Claymore) — особый тип двуручного (реже — одноручного) меча, использовавшийся в Шотландии в XVI—XVII веках. Название происходит от гэльск. claidheamh mòr —— «большой меч». Возможно, слово claidheamh, в свою очередь, родственно лат. gladius.[источник не указан 163 дня] Иногда термин «клеймор» также ошибочно употребляют для обозначения шотландского палаша с гардой корзинного типа. Устройство Клеймор представляет собой двуручный меч с длинной рукоятью и широким клинком. Длина клинка составляет порядка 95 — 105 см, рукояти — около 30 см. Таким образом, общая длина меча составляла от 130 до 150 см. Вес меча — порядка 1,5—2,5 кг. По типологии Окшотта, клеймор относится к типам XIIa и XIIIa. Гарда крестовидная. Отличительной особенностью клеймора является характерная форма дужек крестовины — прямые, сужающиеся к концам и направленные вниз (от рукояти к концу клинка). Технически дужки представляют собой сужающийся стальной прут. На концах дужки часто украшаются стилизованным пробивным изображением четырёхлистного клевера. Головка рукояти небольшая, чаще всего имеет дисковую форму, хотя имеются и варианты с шарообразной головкой. Часть клейморов имела рикассо, благодаря чему в процессе фехтования можно было использовать технику полумеча (нем. Halbschwert). Клеймор обладает несколько меньшими массо-габаритными параметрами, нежели европейские аналоги того периода. В связи с этим, клеймор являлся оружием несколько более маневреным, чем классический европейский двуручный меч. Специфическая форма крестовины позволяла эффективно производить захват клинка противника с дальнейшим обезоруживанием. Гораздо реже двуручного клеймора встречался его одноручный вариант, носивший также название claidheamh beg. Данный меч является одноручной версией классического клеймора и также имеет характерные дужки крестовины. Данный меч обычно относится к концу XIV — началу XV века. Вполне вероятно, что двуручный клеймор является дальнейшим развитием данного меча. Имеются также данные о другом варианте клеймора, менее известном в наши дни. Данный меч представлял собой клеймор с раковинообразным эфесом. Гарда состояла из двух поднятых кверху ветвей и двух больших вогнутых пластин, защищавщих переднюю часть рукояти. Своё название меч получил из-за гарды, напоминающей открытую раковину. Использование С начала XVI века клеймор являлся основным мечом хайлендеров—пехотинцев и активно использовался в непрерывных клановых войнах и пограничных стычках с Англией. Хотя «расцвет» клейморов приходится на XVI век, они продолжали активно использоваться вплоть до конца XVII века. Последней битвой, отмеченной массовым использованием клейморов, является битва при Килликранки в 1689 году. Клеймор в массовой культуре Как специфическое оружие шотландских горцев, клеймор, наравне с большим килтом и шотландским палашом, является одним из символов шотландской военной истории. Современные реплики клейморов активно продаются в качестве сувениров. Толчком к популяризации клейморов стало также использование его в фильме «Горец», где он является основным холодным оружием, применяемым героями фильма.
|
|
| |
Gessar | Дата: Среда, 23.06.2010, 05:02 | Сообщение # 5 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Эсток Эсток (фр. Estoc) — двуручный кончар, предназначенный для силового пробивания рыцарских лат, из-за чего в Германии его называли нем. Panzerstecher — буквально «протыкатель панциря». Клинок длиной более метра, гранённый, иногда с ребром жёсткости. В Средние века эсток носили всадники, прикрепляя его с правой стороны от седла. Это был длинный, узкий меч с четырёхгранным клинком, он предназначался для уколов в случае потери или поломки пики. А собственно меч всадник носил на поясе. (Egerton Castle " Schools and Masters of Fencing") Некоторые образцы XVI века (например, образец номер Neg.Nr FD 197026, хранящийся в Дрезденском Historiches Museum) имеют сложную гарду как у шпаги (они не считаются шпагами, так как современные им шпаги имели лезвие). В конном бою он удерживался одной рукой и удар наносился за счёт скорости и массы коня (нередко он использовался как «запасная пика»), в пешем бою, чтобы пробить латы, его держали двумя руками. Польские Крылатые Гусары имели с собой саблю против восточных противников и двуручный кончар против западных противников.
|
|
| |
Gessar | Дата: Среда, 23.06.2010, 05:03 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Мифы и популярные представления о мече Как и всякое другое оружие, имеющее культовый статус, имеется целый ряд мифов и устаревших представлений о этом виде оружия, которые порой по сей день часто проскакивают даже в научных трудах. Самый известный миф гласит, что японский меч является вершиной кузнечного дела на протяжении всей истории человечества. С научной точки зрения это некорректно; ещё кельты, римляне и германцы раннего Средневековья начиная с 3-го века до. н. Э. успешно применяли технологию сваривания различных сортов углеродистой стали и рафинации кричного железа. Это доказывают не только археологические находки, но и современные исследования раннесредневековых клинков с помощью металлографии и японской технологии политуры клинков с целью выявления структур на поверхности стали. Полировка европейских клинков японскими мастерами доказала, что античные и раннесредневековые кузнецы умели отлично рафинировать сталь. Закалка клинков (зонная или ступенчатая) также находилась на уровне. Результаты этих исследований также однозначно опровергают миф о том, что европейские стали были неоднородны и почти не очищались складыванием и проковкой. Технология сыродутной печи, начиная с 13-го и кончая 14-15-ыми веками, достигла в позднем Средневековье своего апогея. Металлографические исследования подтверждают, что европейская сталь порой не уступала современным сталям. Исследования церемониального меча из Эссенской Сокровищницы (Германия) показали, что меч, изготовленный в 10-ом веке и имеющий сложную узорчатую сварку, содержит очень мало серы (0,005 и фосфора (0,015 %). Содержание углерода средневековых мечей было в районе 0,6-1,1 %, твёрдость их режущей кромки и клинка обычно колебалась от 58 до 62 единиц по Роквеллу. Часто раннесредневековые мечи имели сложную конструкцию с употреблением сварного харалуга. Самые распространённые дизайны были; корпус с приваренными лезвиями, трёхслойная конструкция (высокоуглеродистая сталь между двух слоёв среднеуглеродистой) и среднеуглеродистая сердцевина, «обёрнутая» в высокоуглеродистую сталь. Также качество индо-персидских тиглевых сталей, особенно литого булата часто недо- или переоценивается. Здесь надо сказать, что миф о абсолютном превосходстве литого булата не обоснован; до сих пор археологами не найден ни один ближневосточный клинок старше 15-го века на территории западной Европы, состоящий или из сварной стали или из литого булата, хотя следуя соответствующему мифу, рыцари их покупали на «вес золота», потому что они якобы «резали кольчугу как масло». Никаких исторических доказательств сему до сих пор не существует. Также «дамасский» литой булат упоминается только с 13-го века, когда крестовые походы уже были на исходе. Сабля является оружием режущим, а чисто с физической точки зрения и согласно материаловедению сталь не может быль разрезана точно такой же сталью. Предел прочности человеческих костей находится в районе 150 N/mm², дерева 70-130 N/mm², а чистое железо, как правило, имеет около 200-300 N/mm² при твёрдости ниже 20 единиц Роквелла. Если учесть, что классическая клинковая сталь имеет твёрдость в 45-64 единиц Роквелла при пределе прочности от 600 до 1000 N/mm², то разрубание клинка из оного материала или железной пластины в 1,5-2мм потребует теоретическую силу в разы превышающую возможности человека. Зарубки на доспехах, шлемах и небольшие прорезы в кольчуге исторически доказаны (см. миниатюры Библии Мациевского, раскопки "Towton Mass Grave"), но доказательства разрубания кирас и шлемов "напополам одним взмахом" не существуют. Таким образом, мифы о разрубании пластинчатых доспехов и других мечей на самом деле являются продуктами 19-го и 20-го веков и не соответствуют исторической действительности. Очень распространён миф, который гласит, что европейские мечи весили несколько килограмм и в основном применялись для контузии противника. Рыцарь бил мечом как дубиной по доспеху и добивался победы нокаутом. Часто называют вес до 15 килограмм или 30-40 фунтов. Эти данные не соответствуют действительности: сохранившиеся оригиналы прямых европейских боевых мечей колеблются от 650 до 1400 граммов. Большие «ландскнехтовские двуручники» не входят в эту категорию, так как не являлись классическим мечом рыцаря, а представляли собой окончательную деградацию меча как личного оружия. Средний вес мечей был следовательно 1,1-1,2 кг. Если принять во внимание, что вес боевых рапир (1,1-1,4 кг), палашей (до 1,4 кг) и сабель (0,8-1,1 кг) также был в основном не ниже одного килограмма, то их превосходство и «изящество», так часто упоминаемое фехтовальщиками 18-го и 19-го века и якобы противоположное «тяжёлым мечам древности», более чем сомнительно. Современные же рапиры, шпаги и сабли, предназначенные для спортивного фехтования, не являются «облегченными» копиями боевых оригиналов, а изначально созданными для спорта предметами, рассчитанными не на поражение противника, а на выбивание очков по соответствующим правилам. Вес одноручного меча (тип XII по типологии Еварта Окшотта) может достигнуть где-то 1400 граммов при следующих параметрах: длина клинка 80 см, ширина у гарды 5 см, у конца 2,5 см, толщина 5,5 мм. Данная полоса углеродистой стали просто физически не в состоянии весить больше. Только при толщине клинка в 1 см можно достигнуть трёх килограмм, или же с применением тяжёлых металлов в качестве материала клинка — что само по себе нереально и непрактично. Такие мечи неизвестны ни историкам, ни археологам. Что касается схемы боя, то науке известны более тридцати документов, называемых «Fechtbücher», то есть фехтовальные пособия, которые издавались мастерами боевых искусств с 13-го по 17-й век. Из них вытекает, что схема боя тех времён основывалась на технике и скорости, но никак не на грубой физической силе. В эпоху пластинчатых доспехов обычно применялись уколы по слабым местам доспеха, а рубящие удары имели место только когда противник был бездоспешен или же носил только кольчугу. Битие по кирасе и по другим мечам острой кромкой исторически не подтверждается, и поэтому рассматривается как типичный продукт популярной культуры 20-го века. Острота европейских прямых мечей часто оценивается как недостаточная, из чего часто следует умозаключение, что ими пользовались как дубиной. Этот миф опять таки не соответствовал действительности. Иконографические, исторические, письменные и археологические источники доводят до нашего сведения, что раннесредневековая спата была гладко полирована и остро отточена (см. письмо Теодериха I королю Вандалов). В средневековых хрониках упоминаются мечи, которые в силу своей остроты могли разрубить человека надвое. Но самый главный аргумент — это отсутствие тупой округлой кромки у оригиналов. Также оригиналы сбалансированы как рубяще-колющее оружие, а не как бейсбольная бита, что вообще-то следовало ожидать от оружия, которым били как дубиной. Само собой, следует отличать боевое оружие от парадного 16-17-х веков. Также существуют археологические находки, которые свидетельствуют об остроте оружия, невзирая на применение пластинчатого панциря. Раскопки останков погибших 15-го века выявили рубленные раны и отрубленные конечности, которые были отделены вместе с кольчугой. Также в фехтовальных пособиях 15-го века существуют изображения[8], где мечом (примерно тип XVIII по типологии Окшотта) отрубают руку и голову, причём его передней тонкой частью. Если не считать, что автор преувеличил в рекламных целях, то данные изображения свидетельствуют о чрезвычайной остроте европейских прямых клинков. Отсутствие боевых искусств для прямого европейского меча также является заблуждением фехтовальщиков 18-го и 19-го веков. Многочисленные фехтовальные пособия эпохи позднего Средневековья и Эпохи Возрождения свидетельствуют о высоком уровне европейского фехтовального искусства мечом и его тщательной систематизации и эффективности. Основывалось это искусство изначально на скорости и технике, но не на «грубой физической силе», как это часто преподносят СМИ. Также дизайн меча всегда был подогнан под конкретную сферу применения. Пример: средневековый одноручный меч 12-13 веков. Ширина клинка убывает равномерно до 2/3 его длины, остальная 1/3 сужается уже не линеарно и заканчивается (чаще всего) закруглённым остриём. Таким образом передняя 1/3 клинка имеет не прямые, а слегка кривые линии лезвия, что позитивно отзывается на рубяще-режущих свойствах клинка («эффект сабли») и не умаляет его достоинств как колющего оружия. Дол клинка предназначался главным образом для уменьшения его веса и равномерного распределения массы — таким образом можно было контролировать расположение центра тяжести меча. Гарда только отчасти служила защитой для руки, так как была неотъемлемой частью всего оружия и служила при фехтовании рычагом и упором для руки. Поперечное сечение клинка было довольно разнообразным, в зависимости от его предназначения: овальные, ромбовидные, шестиугольные или крестообразные сечения были самыми распространёнными. Геометрия лезвия также никогда не была случайной.
|
|
| |
Gessar | Дата: Среда, 23.06.2010, 05:04 | Сообщение # 7 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Двуручные мечи Фламберг XVI в. из музея в Дрездене Особую, резко ограниченную по своему назначению и способу использования, разновидность прямых мечей представляли собой гиганты весом 3,5—8 кг с клинками длиной 120—160 см — двуручники. Их можно назвать мечами среди мечей, ибо те приемы владения, которые для более коротких вариантов были желательны, для двуручного меча оказывались единственно возможны. Выгода двуручников заключалась в их способности пробивать сплошные доспехи (при такой длине клинка его конец двигался очень быстро, а вес обеспечивал большую инерцию) и большой досягаемости. Эти качества были особенно важны, если пеший бился против конного в полном вооружении. Двуручный меч применялся, в основном, для поединков или в разорванном строю, так как требовал большого пространства для размаха. Против копья двуручный меч давал спорное преимущество — возможность перерубить древко копья противника и, фактически, обезоружить его на несколько секунд (пока копейщик не вытащит припасенного на этот случай оружия, если оно есть) сводилась на нет тем, что копейщик был гораздо мобильнее и подвижнее. Тяжелым двуручником (к примеру, европейским эспадоном) скорее можно было сбить жало копья в сторону, чем перерубить. Выкованные из передельной стали двуручники, в том числе и «пламенеющие клинки» — фламберги (фламбержи), преимущественно выступали в качестве вооружения наемной пехоты XVI века и предназначались для борьбы с рыцарской кавалерией. Популярность данного клинка у наемников доходила до такой степени, что специальной буллой папы римского клинки с несколькими изгибами (не только фламберги, но и мечи с более короткими «пламенеющими» клинками) были признаны негуманным, не «христианским» оружием. Воину, взятому в плен с таким мечом, могли отрубить правую руку или даже убить. Ничего магического в волнистом лезвии фламберга, кстати, не содержалось, — выгнутая кромка имела лучшие режущие свойства и при поражении получался «эффект пилы» — каждый изгиб наносил свой разрез, оставляя в ране лепестки плоти, которые мертвели и начинали загнивать. А кроме того, при скользящих ударах фламберг наносил большие повреждения, чем прямой меч. Кончар, эсток, седельный меч Полутораручники, в западноевропейской теримонологии именуемые бастардами (англ. Bastard — незаконнорожденный) применялись с XIII века, но уже к середине XV века их несостоятельность при рубке европейских доспехов данного периода стала очевидной. Не только меч разумных габаритов, но и топор оказывался недостаточно силен против них. Как рубящее оружие меч совершенно перестал оправдывать себя. С другой стороны, и совсем без меча было как-то непривычно — в плане удобства отражения ударов меч был незаменим, да и возможность нанесения им очень точных ударов позволяла, например, поражать в лицо врагов в открытых шлемах. Эти соображения в начале XV века навели европейских оружейников на мысль ковать мечи с гранёным клинком — «эстоки». К этой же мысли несколько раньше пришли и на Руси, где такое оружие было известно ещё с XIV века под названием кончара. Причиной его появления (вернее, заимствования у тюркских народов, которые, в свою очередь, скопировали китайский дааб) было, естественно, не бессилие мечей против пластинчатых лат, а большая эффективность граненого клинка при пробитии кольчуг, бехтерцев, пеньковых кафтанов и шерстяных бурок. Кроме того, клинок, имеющий в сечении 3—6 граней, был прочнее, что позволяло сделать меч длиннее и легче, чем он вышел бы с плоским рубящим клинком. При длине лезвия 110 см эсток или кончар весили всего 1,2—1,5 кг — вдвое меньше, чем полутораручник аналогичной досягаемости. С другой стороны, такой вес был вполне достаточен для и отбития ударов мечей. Эстоки, впрочем, не приобрели большой популярности ни на западе, ни на востоке Европы, хотя кое-где и продолжали использоваться даже до XVII века. Слишком неудобен был колющий меч для всадника. Кроме того, на Руси уже с XIV века сварное оружие стало испытывать конкуренцию со стороны дамаскового, а в Европе с начала XVI века появилась передельная сталь, существенно расширившая возможности оружейников. Применение упругой стали для выделки клинка позволило отчасти вернуть ему рубящие функции при сохранении достоинств эстока. В XVI веке на вооружении европейской кавалерии появились длинные и узкие мечи, хорошо пригодные для нанесения ударов вперёд, но способные и разрубать шлемы. Названия они носили самые различные, — в зависимости от устройства рукояти, но в Европе иногда уже назывались шпагами, а в России, будучи на вооружении рейтарских полков в эпоху Алексея Тишайшего, именовались «седельными мечами», ибо русские находили их слишком длинными и неудобными для ношения на перевязи. Кавалерийские шпаги при длине клинка 90—100 см весили обычно всего 1,5—1,7 кг и сохраняли типичный для мечей баланс, тем не менее, приемы владения ими уже не походили на принятые для прямого меча прошлых эпох. К рубящему оружию седельные мечи, исключая, разве что, испанские клинки из толедского дамаска, можно было отнести с большой натяжкой. Да и узкий клинок не создавал заметных аэродинамических эффектов. Так что, владели ими, действительно, уже как шпагами или эстоками, — не вращали, а в исходной позиции удерживали не над, а перед собой. Гарда седельных мечей в этой связи могла бы быть уже и закрытой, но часто ещё продолжала делаться не только открытой, но и полутора- или даже двуручной, — захват меча двумя руками мог потребоваться для отражения удара более тяжёлого оружия. Несмотря на большую конкуренцию со стороны сабель и палашей, седельные мечи (возможно, из-за своего роскошного облика) продолжали использоваться в Европе и России вплоть до конца XVII века. http://ru.wikipedia.org/wiki/Меч
|
|
| |