Термин «телекинез» впервые использовал в 1890 году русский исследователь паранормальных явлений А. Н. Аксаков [2][3]. Автор термина «психокинез» — американский автор и издатель Генри Холт («On the Cosmic Relations», 1914); популяризировал его американский парапсихолог Дж. Райн в 1934 году. [3]
Оба понятия в разное время описывались и другими терминами: «дистанционное воздействие» (distant influencing), «отдаленное влияние мыслью» (remote mental influence), «прямое сознательное намерение» (direct conscious intention), «мысль, управляющая материей» (mind over matter) и т. д.[4] Первоначально термины теле- и психокинез считались синонимами, но постепенно, по мере того, как появлялись данные о том, что воздействие человеческого сознания на материальные объекты может и не ограничиваться кинетической составляющей, произошло разделение. Психокинез — более общий термин — объединил в себе любые (макро- и микро-) явления, так или иначе связанные с воздействием мысли на материю, включая: телекинез, пиро- и криокинез, аэро- и гидрокинез, биоцелительство, телепортацию, «мыслеграфию» (thoughtography), левитацию и т. д.
В своем отчёте об исследовании феномена телепортации (Teleportation Physics Study, 2003), подготовленного по заказу командования американских ВВС (и проводившихся в Air Force laboratory), физик Эрик Дэвис описывает телекинез как «частный случай психокинеза». [5] В популярной культуре, наоборот, термин телекинез получил наибольшее распространение.
[править] История феномена
Сторонники реальности телекинеза утверждают, что это явление известно с глубокой древности и упоминается в Библии, в частности в Деяниях апостолов (освобождение Св. Павла и Силы, 16:19-40 [6]) Впоследствии в парапсихологии появились предположения, что элементы психокинеза так или иначе могли присутствовать в методиках наложения проклятий, произнесении магических заклинаний и предсказании погоды. В ту же категорию многие включают сглаз. [7]
Массовый характер демонстрации предполагаемого психокинеза приобрели на спиритических сеансах второй половины XIX века, когда в присутствии медиумов, по свидетельствам очевидцев, наблюдались явления левитации и (де)материализации. В то же время появились и так называемые заряженные медиумы («electric people»), которые, если верить очевидцам, заставляли металлическую утварь прилипать к коже, усилием взгляда гнули ложки и т. д. Большую известность приобрел в начале XX века медиум Руди Шнайдер, специализировавшийся на демонстрации явлений, воспринимавшихся очевидцами как психокинез. [7]
[править] Эксперименты Дж. Б. Райна
В тридцатых годах исследование психокинеза стало самой быстро развивающейся областью парапсихологии. Однако в большинстве своём лабораторные опыты приносили противоречивые результаты. В некоторых случаях скептики отмечали изъяны в методологии, в других — прямую фальсификацию. Первым за последовательное изучение психокинеза взялся в 1934 году Джозеф Б. Райн (1895—1980) из Университета Дьюка в Северной Каролине. Первым в поле его наблюдения попал игрок, утверждавший, что способен усилием мысли укладывать игральные кости так, чтобы они выдавали нужные суммы и комбинации. К 1941 года было проведено в общей сложности 651,261 выбрасываний кости. Суммарный результат экспериментов, по утверждениям Райна, свидетельствовал о явлении[уточнить], вероятность которого исчислялась одним случаем из десяти в сто пятнадцатой степени. [8] Дальнейшие эксперименты Райна были менее успешными. Впоследствии, в комментарии к публикации Райна о проделанной работе его ассистент заметил, что в начале опытов результаты всегда намного лучше, чем в конце, и впоследствии эту тенденцию отмечали все исследователи феномена внечувственного восприятия. [7]
Райн сделал вывод: наблюдаемые им случаи ПК не имеют отношения к физической деятельности мозга и не могут быть объяснены известными законами физики. Кроме того, он предположил, что два феномена — ПК и ESP (внечувственное восприятие) идентичны и в какой-то мере являются продолжениями один другого. Оба они могут регулироваться воздействием наркотиков и гипноза. Райн считал, что феномен духовного целительства, равно как и «народная» магия также являют собой разновидности психокинеза.
До 1940 года феномен ПК, в основном, «наблюдался» на спиритических сеансах в затемнённых комнатах, где было практически невозможно обеспечить строгий научный контроль над происходящим[источник не указан 66 дней]. После Райна эксперименты перешли в лабораторную среду. Исследуемые явления разделились на две категории: макро-ПК и микро-ПК (слабые, не регистрируемые невооружённым глазом эффекты, требующие статистической обработки), причем именно вторая из них оказалась в центре внимания.
[править] Прибор Х. Шмидта
В 60-х годах американский физик Хельмут Шмидт разработал новый метод тестирования микро-ПК. Он создал аппарат, известный как electronic coin flipper, в основу которого был заложен механизм случайного распада радиоактивных частиц, — процесса непредсказуемого и не зависящего от температурных, физических, электрических, магнитных и химических изменений в среде, а значит, практически исключающего возможность фальсификации.
Электронный «флиппер» стал прототипом (также созданного Шмидтом) «генератора случайных событий», компьютеризированного метода, который в исследованиях такого рода стал основным. Шмидт, предлагавший испытуемым усилием мысли воздействовать на результат бросания монеты (что тут же фиксировалось аппаратом, испускавшим лучи — соответственно красные и зеленые) утверждал, что действительно наблюдал защищённый от любого постороннего воздействия феномен психокинеза. [7]
[править] Феномен Кулагиной
В конце 60-х годов широкую известность приобрёл феномен Нинель Кулагиной (она же — Нелли Михайлова). В 1968 году сделанные в СССР чёрно-белые фильмы, документировавшие эксперименты с её участием, были продемонстрированы западным экспертам и вызвали сенсацию, по крайней мере среди парапсихологов, некоторые из которых поспешили объявить, что получено решающее доказательство реальности психокинеза. В книге Investigating Psychics[9] Лари Кеттлкемп утверждает, что Кулагина (которую изучали 40 ученых, включая двух нобелевских лауреатов) многократно демонстрировала способность приводить в движение статические объекты, менять траекторию объектов движущихся, оставлять образы на фотографических пластинах, отделять в воде желток от белка разбитого яйца и т. д. Утверждается, что имел место такой случай: чтобы удостовериться в том, что на эксперимент не воздействуют внешние электромагнитные силы, испытуемую помещали в металлический бокс, где она, в частности, сумела отделить меченую спичку от общей массы спичек, находившихся под стеклянным колпаком.
Возможно, самый знаменитый эксперимент с участием Кулагиной был проведен 10 марта 1970 года в ленинградской лаборатории с участием физиолога доктора Геннадия Сергеева. Согласно сообщениям очевидцев, в ходе экспериментов, зафиксированных фотопленкой, Кулагина психокинетически воздействовала на сердце лягушки, отделенное от тела: сначала в обе стороны меняла пульс, потом остановила сердце. При этом наблюдавший состояние Кулагиной доктор Сергеев отмечал резкие изменения электрических параметров мозга испытуемой, повышение её собственного пульса до 240 ударов в минуту и другие необычные эффекты. [8]
Впоследствии отдельные исследователи и целые организации (Образовательный фонд Джеймса Рэнди, Итальянский комитет по исследованию предполагаемых паранормальных явлений, CICAP) выражали сомнения относительно качества лабораторного контроля в экспериментах с Кулагиной. Многие практикующие фокусники выступили с заявлениями о том, что явления, демонстрировавшиеся Кулагиной, могли быть произведены методами, использующимися иллюзионистами. Академик А. М. Иваницкий утверждал, что Кулагина во время экспериментов пользовалась тонкими капроновыми нитями. [10]. Подобные утверждения, как отмечали парапсихологи, в свою очередь остались недоказанными.[7]
[править] Свами Рама
В 1969 году по приглашению доктора Элмера Грина из Фонда Меннингера в лабораторию Фонда (Тапека, штат Канзас) прибыл йог Свами Рама (1925—1996), известный демонстрациями способности усилием воли контролировать деятельность собственной сердечно-сосудистой системы. [11] [12] [13] [14] [15]
По сообщению Элмера Грина, в лабораторных условиях, под наблюдением исследователей Свами Рама (в специальной маске с пластиковым экраном и комбинезоне, призванными исключить любое возможное воздействие на объект дыханием или телодвижениями) продемонстрировал, в числе прочего, способность усилием мысли приводить во вращение сложенные крест-накрест и закрепленные на оси 14-дюймовые вязальные спицы, находясь на расстоянии полутора метров от них; несмотря на уверенность Грина в обратном, один из присутствовавших при эксперименте врачей остался уверен в том, что движение спиц порождалось воздушными потоками[11][16] Отчеты об этих исследованиях Фонда Меннингера были приведены в книге Элмера и Элис Грин «Beyond Biofeedback». [17] Отмечается, что в данном эксперименте были приняты лишь меры по контролю за субъектом эксперимента; контроль за объектом, который является более надёжным, не осуществлялся: экспериментальная установка со спицами не была экранирована от воздушных потоков[18].
Ури Геллер
В ноябре 1973 года Ури Геллер, в недавнем прошлом шоумен из израильского ночного клуба, выступил в ток-шоу на Би-би-си, после чего на следующий день о психокинезе заговорила вся страна. Геллер выступил с заявлением о том, что способен силой мысли менять физические свойства, состояние и форму материальных объектов, и в качестве доказательства «изогнул» ложку, всего лишь натерев её пальцами.
Демонстрация не произвела впечатления на профессиональных иллюзионистов: появились предположения о том, что Геллер заранее обработал пальцы неким химическим составом или просто мистифицировал публику визуальным трюком. Несколько месяцев спустя Геллер взялся повторить шоу в американской телепрограмме Tonight, не зная, что ведущего проинструктирует знаменитый разоблачитель Джеймс Рэнди, — и потерпел фиаско. Однако, вопреки ожиданиям последнего, этим дело не кончилось.
Геллер заявил, что перед шарлатанами от сценической «магии» оправдываться не намерен, но всегда готов на лабораторные исследования, если они будут проведены серьезными учёными. В числе тех, кто принял вызов Геллера, были физики: профессор Джон Тейлор (Лондонский Королевский колледж) с помощниками и научная группа под руководством профессора Джона Хэстеда (Колледж Биркбек, Лондон). Оба коллектива учёных, проводившие исследования независимо друг от друга, выступили с заявлениями, в которых утверждали, что действительно наблюдали в лаборатории психокинетический эффект — в частности, бесконтактное разрушение испытуемым кристаллов и разрезание «усилием мысли» фольги.
Ответ скептиков сводился к одному: это всего лишь доказывает, что Геллер — изощрённый фокусник. В конечном итоге решающих доказательств истинности феномена Ури Геллера или мошенничества с его стороны получено не было, и обе стороны остались каждая при своём мнении. [19]
[править] Начало академических исследований
После экспериментов Райна в течение полувека было опубликовано более 150 отчетов о независимых исследованиях феномена. В подавляющем большинстве случаев авторы утверждали, что действительно наблюдали эффект, который мог бы быть истолкован как психокинез, но в количественном отношении отклонения от нормы выглядели крайне незначительными. Возникла идея применить по отношению к исследованию ПК тот же метод статистической обработки данных, что используется при тестировании новых лекарств
В 1989 году психологи Дайан Феррари и Дин Радин [20] из Принстонского университета разработали методику применения мета-анализа по отношению к полученным результатам опытов, позволяющую исключить элемент случайности и выявить общую для всех случаев тенденцию. [21]
По утверждению Радина и Феррари результаты суммарной обработки данных, полученных после 2,5 миллионов вбрасываний игральных костей (с участием 2,5 тысячи человек) указали на незначительное (не более 1 %), но статистически подтвержденное отклонение в результате воздействия на объект мыслью. Этот результат, по мнению исследователей, указывал на реальность феномена ПК.[19]
[править] Проект Global Consciousness
В 1998 года группа ученых Принстонского университета создала Проект Глобальное Сознание (GCP: Global Conscience Project) [22], который занялся мониторингом шестидесяти ГСС (генераторов случайных событий), размещённых в разных точках земного шара и производящих массированный и непрекращающийся поток (по крайней мере, теоретически) абсолютно случайных сигналов. На сентябрь 2006 года было зафиксировано около 200 случаев аномальных отклонений потока, как правило, также не более, чем на 1 %.
Возникает ощущение, что электронная система оказывается в такие моменты во власти некой внешней силы. Мы утверждаем, что в ходе многолетних наблюдений зафиксировали явление, которое не имеет материалистического объяснения и может быть истолковано как проявление психокинеза
— доктор Роджер Нелсон, Global Consciousness Project, Принстонский университет. [19]
Организаторы проекта Глобальное Сознание утверждают, что подобное наблюдается в часы, когда на планете происходят массовые бедствия. Отклонения в системе ГСС были зафиксированы в течение тех 8 часов, пока продолжалось разрушительное землетрясение на острове Ява в 2006 году, во время трагических событий в Беслане в 2004 году, а также 11 сентября 2001 года. С другой стороны, катастрофический цунами 2004 года не вызвал никакой реакции ГСС.
Один из критиков исследований, проводимых в рамках проекта ГС, профессор Стэнли Джефферс из Йоркского университета в Торонто, провел собственное исследование в сотрудничестве со специалистами Princeton Engeneering Anomalies Research (PEAR) и выступил с заявлением о том, что полученные им результаты были неубедительны. Он высказал предположение, что проблема находится где-то внутри самих генераторов случайных событий; другими словами, что производимые ими события в действительности не являются стопроцентно случайными.[19]
[править] Телекинез в популярной культуре
В эпической саге «Звёздные войны» джедаи неоднократно используют Силу для перемещения предметов.
Некоторые из персонажей телесериала «Зачарованные» обладают способностью к телекинезу.
В «Сталкере» Тарковского девочка двигает взглядом стакан с водой.
Повесть Стивена Кинга «Керри». Главная героиня обнаруживает в себе способности к телекинезу, что на ряду с религиозным воспитанием матери и непрекращающимся издевательствам в школе приводит к убийству главной героиней своих одноклассников на выпускном вечере.
В игре «Восточный Фронт: Неизвестная война» есть «телекинетики» способные атаковать врага делая вихрь из подручных предметов (аптечек, деревяшек, оружия и т. д)
В американском телесериале «Звёздные врата» все психокинетические способности присущи людям, на более высокой ступени эволюции. Раса древних обладает всеми такими способностями, проэволюционировав свыше 2 миллионов лет. Кроме того, высшая ступень обладания такими способностями — «вознесение» — переход на более высокую ступень бытия.
Также присутствует телекинез в сериале Герои. Способностью обладал Брайан Девис (перемещал кувшин), затем телекинез показывали Сайлар, Питер, Артур Петрелли и отец Сайлара.
В играх серии «The Elder Scrolls» есть заклинание «телекинез», позволяющее на расстоянии брать предметы и открывать двери.
В фильме «Воспламеняющая взглядом» (Стивена Кинга), где девочка владеет даром воспламенения предметов (пирокинезом) и скрывается от назойливых учёных.
В игре «Diablo II: Lord of Destruction» заклинанием «Телекинез» владеет Ведьма. Заклинание способно переносить предметы на расстоянии в инвентарь героя.
В игре "Psi Ops: The mindgate conspiracy" герои обладают разными пси способностями в том числе и телекинезом.
В комиксах американской компании "Marvel" некоторые персонажи (например - Джина Грей) владеют телекинезом.
Телепатия бывает[источник не указан 169 дней] двух форм: сенсорная и мысленная.
Сенсорная телепатия (эмпатия, сочувствие, соболезнование, единодушие, чувственная телепатия) — телепатия, при которой в нервной системе объекта телепатии воссоздаются чувства и/или ощущения другого человека. Высшая степень такой телепатии — возникновение сенсорных ощущений. Такая телепатия редко бывает[источник не указан 169 дней] осознанной на начальном этапе, но при возникновении сенсорных ощущений неизбежно осознаётся как явление, приходящее извне.
Мысленная телепатия (умозрение, единомыслие) — телепатия, при которой в нервной системе объекта воссоздаются процессы, ведущие к образованию в сознании звуковых и зрительных ощущений. Телепатами обычно называют людей, у которых предполагается наличие именно этого умения.[источник не указан 169 дней]
[править] Психологические феномены
Интуиция
Дежавю
Жамевю
[править] Психоделики
При приёме внутрь или вдыхании, психоделики, наркотики, галлюциногены и некоторые другие вещества могут приводить к появлению психических эффектов, напоминающих телепатические.[источник не указан 225 дней]
[править] Научные исследования и проверяемость
В середине ХХ века, когда в популярной прессе широко освещалась тема «паранормальных явлений», в качестве метода для проверки телепатических способностей наиболее широко применялись карты Зенера. Многие представители научного сообщества часто утверждают, что ни в одном серьёзном исследовании эффект телепатии не дал результатов лучших, нежели среднестатистические результаты простого угадывания.
Тем не менее, существуют сведения об изучении явления в научных кругах: например, вопрос изучал Владимир Бехтерев.[1] Проводились многочисленные лабораторные исследования действующих экстрасенсов, например, Нинель Кулагиной и Вольфа Мессинга. Несмотря на значительное количество проведенных тестов и затраченных средств, эксперименты не смогли с определенностью выявить существование телепатии.
Сам Вольф Мессинг в своей автобиографической книге «Я — телепат» писал по этому поводу следующее (цитируется близко к тексту):
«я не могу утверждать, что я слышу мысли других людей как их настоящий голос или как внутреннюю речь, но в моем сознании возникают те же ощущения и чувства, которые испытывает в данный момент другой человек. если он, например, гладит кошку, то и я почувствую в своих руках что-то пушистое и мягкое, если хочет пить, то и я тоже начинаю чувствовать жажду. Я могу почувствовать эмоциональные реакции других людей. И эти ощущения совершенно такие же как мои собственные и мне стоило немалого труда научиться различать свои и чужие ощущения»
[править] Критика
«Телепатические номера» используются шарлатанами, которые никогда не пойдут на проверку их «способностей» наукой, так как тогда они потеряют источник дохода. На сегодняшний момент нет ни одного научно подтверждённого доказательства существования телепатии.
Станислав Лем выдвинул «эволюционный» аргумент против телепатии в качестве основного[2]:
…количество людей, видевших, слышавших или переживавших «телепатические явления», каким бы оно ни было, близко к нулю по сравнению с количеством «экспериментов», какие провела естественная эволюция за время существования видов, на протяжении миллиардов лет. И если эволюции не удалось «накопить» телепатических признаков, то это значит, что нечего было накапливать, отсеивать и сгущать.
[править] Реализация "телепатии" средствами науки
Передача мысленных команд компьютеру с помощью вживленного в мозг нейрочипаПо мнению некоторых исследователей (в частности, относящих себя к трансгуманистам), телепатии не существует, но в будущем возможна ее реализация с помощью высоких технологий. Одним из идеологов данного направления является Кевин Варвик, участник разработок по созданию реализуемой на практике безопасной технологии для объединения нервных систем нескольких организмов друг с другом и компьютером. Он считает, что реализованная научными средствами "телепатия" в будущем может стать главной формой общения. По мнению Варвика, это технология получит широкую популярность из-за естественного отбора, по той причине, что у многих будет потребность в "телепатии" по экономическим и социальным причинам.[3][4] Сходные идеи высказывал ведущий российский нейробиолог Константин Анохин[5]
[править] Тема телепатии в искусстве
[править] В литературе
Телепатия — тема многих произведений фантастической литературы.
В произведениях Кира Булычёва об Алисе и России 21 века телепатия поставлена на научную основу — с помощью миелофона учёные читают чужие мысли, в том числе животных. В мире аппаратов всего двадцать. Приключениям вокруг похищенного миелофона посвящена повесть Сто лет тому вперёд (1976) и снятый по ней фильм Гостья из будущего (1984).
В цикле «Основание» Айзека Азимова один из персонажей, мутант Мул, с рождения мог читать и навязывать эмоции людям, даже находящимся за пределами видимости. Этими же способностями, но развитыми тренировками, обладали люди из Второго Основания. У людей, эмоции которых были изменены, эти изменения можно было увидеть на энцефалограмме.
В классическом рассказе Роберта Шекли Запах мысли вся фауна планеты, на которой потерпел аварию земной астронавт, охотится за ним и друг за другом с помощью телепатии, вообще не имея глаз. В рассказе Заяц девушка на Земле подслушивает с помощью телепатии разговор своего брата-«зайца» на Марсе.
В повести Джеймса Ганна Где бы ты ни был девушка из американской сельской глубинки проявляет телепатические, телекинетические и телепортационные способности в отношении профессора, в которого влюбилась.
В Хайнском цикле Урсулы ле Гуин, конкретно повестях «Планета Роканнона», «Планета изгнания» и «Город иллюзий», на планете Роканнон живут две телепатические расы — похожие на маленьких эльфов фииа и на гномов гдема, не умеющие мысленно лгать. От них люди Галактики постепенно научились также мысленно общаться.
Роджер Желязны, Фред Саберхаген. «Витки» — компьютерный гений в современной Америке берёт под контроль сети, отдельные компьютеры и механизмы с помощью телепатии.
Александр Беляев. «Властелин мира» — учёный Штирнер ставит опыты по передаче мыслей на расстоянии и телепатическом контроле над разумом людей, добиваясь мирового господства с помощью своих изобретений.
Сергей Лукьяненко. «Осенние Визиты»
Лев Белов. «Этот несносный Ноготков». Юный Алик, наглотавшись экспериментальных стимуляторов, стал телепатом и гипнотизёром, пробрался в космическую ракету и устроил переполох на далёкой планете.
Встречается во романах Стивена Кинга (например, в серии «Темная Башня», «Сияние»).
В произведениях Джоан Роулинг о Гарри Поттере есть смежные с телепатией понятия «окклюменция» и «легилеменция».
В произведениях марсианского цикла Эдгара Берроуза марсиане поголовно телепаты, и умеют читать мысли не только людей, но и животных.
В произведении Скотта ВестерфельдаПолуночники Мелисса, родившаяся ровно в полночь, умела читаль мысли, эмоции и все это имело для нее определенный вкус.
[править] В кинематографе
Мэл Гибсон. «Чего хотят женщины» — главный герой после удара электрическим током в ванне получает способность читать мысли женщин.
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика: Наваждение» — Шурику кажется, что он здесь уже был (слова «дежавю» в русском языке тогда ещё практически не существовало). Лида предполагает, что Шурик обладает даром предвидения или телепатии, как Вольф Мессинг. Она тут же выдумывает проверку. Проверку Шурик не проходит, вместо того, чтобы найти плюшевого мишку, он целует Лиду.
Телепатия также играет значительную роль в таких популярных фантастических и научно-фантастических сериалах как «Герои», «Вавилон-5», и многих других.
Читающий мысли (сезон 1) (эпизод 1-13) / The Listener (2009)
Тоби Логан (Крэйг Олейник) — 24-летний парамедик, обладающий способностью читать мысли людей. В один прекрасный день он решает использовать свой дар на благо других людей и помогать раскрывать преступления.
Телепортация — общее название гипотетических процессов, при использовании которых объект способен перемещаться из одного места в другое за очень короткий промежуток времени (практически мгновенно), не существуя в промежуточных точках между ними, при помощи технологических методов или паранормальных явлений. Технологические методы предполагают, например, процедуру создания информации о внутренней структуре и свойствах материального объекта, находящегося в одной точке пространства, передачи такой информации и воссоздания за очень короткий промежуток времени (канонически — мгновенно) в другую точку пространства материального объекта с внутренней структурой и свойствами, идентичными первому, — при этом объект в первой точке в ходе передачи информации исчезает, а материал тела или вещества используется как носитель информации, из которого потом и воссоздаётся тело или вещество, идентичное прежнему. В фантастических произведениях — мгновенное перемещение материального объекта из одной точки пространства в другую.
Иногда этот процесс описывается как одно из скрытых умений разума. Используемые слова-заменители: джантация, трансгрессия, нуль-транспортировка, нуль-прыжок, гиперскачок, гиперпрыжок.
Научного подтверждения реального существования этого явления пока не найдено.
Хотя теоретически были открыты несколько методов телепортации (теория червоточин, дырочная телепортация), экспериментально, в лабораторных условиях, подтверждена только квантовая телепортация, которая не передает энергию или материю на расстояние.[1]
По признаку быстродействия:
мгновенная
немгновенная
По способу физической реализации:
квантовая
дырочная
По одновременности перемещения частей объекта:
последовательная
объемная
[править] Последовательная телепортация
Способ телепортации, основанный на передаче информации о внутренней структуре и состоянии транспортируемого предмета по некоторому каналу связи, например, по телеграфу, с одновременным (причём необязательным) его разрушением на стороне передатчика и воссоздании на стороне приёмника, порождает целый клубок проблем:
Необходимый уровень детализации информации для транспортировки неодушевлённого предмета. Достаточно ли для этого описания предмета на атомарном уровне? Какая для этого требуется полоса пропускания канала связи и сколь велики энергетические затраты? Даже самых поверхностных познаний в области физики достаточно, чтобы оценить сложность реализации этой инженерной задачи. Передача таких больших объёмов информации неизбежно сопровождается ошибками. С точки зрения термодинамики этот способ практически нереализуем. Впрочем, уже существуют своеобразные принтеры для «печати» твёрдых предметов из быстротвердеющих сортов пластмассы по шаблонам, хранящимся в памяти компьютера.
Необходимый уровень детализации информации для транспортировки живых существ, в частности людей. Очевидно, что в данном случае проблемы ещё усугубляются. До тех пор, пока не дано ясного однозначного определения что же такое на самом деле жизнь, и что такое разум и сознание, невозможно даже определить требуемый уровень детализации. Но даже если оставаться на атомарном уровне, очевидно, что недостаточно сведений о пространственной конфигурации и статических связях между атомами в молекулах, необходимо как минимум восстановить импульсы всех атомов, молекул и свободных электронов, что уже само по себе наталкивается на серьёзные трудности квантово-механической природы. Также, процесс телепортации при данном способе должен быть достаточно быстрым — чтобы живой организм или действующий механизм не пострадал от неодновременности перемещения своих частей, скорость «развёртки» должна быть не ниже скорости звука в жидкости или твёрдом теле, в зависимости от природы перемещаемого тела.
При этом способе возникают и вопросы этического, философского и теологического характера — ведь разрушение тела в пункте отправки может быть расценено как убийство, а воссоздание его в другом — как воскрешение. Как отреагирует на такое путешествие «душа» человека? Насколько такое «воскрешение» является полным? Возникает ли только копия сознания человека? Эти вопросы пока остаются без ответа.
[править] Объёмная телепортация
Несколько проще дела обстоят с обьёмной телепортацией. Фантастами, а также приверженцами т. н. «паранауки» было придумано много способов её реализации, большинство из которых сводятся к одной из простых идей: осуществление «прокола» пространства-времени с передачей материи через разновидность «кротовой норы», либо достаточно быстрый перенос тела через пространство с бо́льшей размерностью (гиперпространство), в частности, с промежуточной свёрткой материи в «волновые пакеты». Во многих случаях для её осуществления требуются чёрные дыры.
Эта разновидность телепортации выглядит достаточно наукообразно и, в целом, не противоречит общей теории относительности. Действительно, с одной стороны, общая теория относительности не запрещает существования и даже искусственного создания таких аномалий, как кротовые норы, червоточины, но с другой стороны, она накладывает на них существенные ограничения — червоточины нестабильны, для их стабилизации требуются поля с отрицательной плотностью энергии, современной науке пока не известные.
Есть, однако, одно серьёзное препятствие, большинством авторов благополучно игнорируемое: телепортация, как правило, происходит быстрее света или мгновенно, то есть, предполагает сверхсветовое перемещение по пространственно-подобной траектории или разрыв мировой линии перемещаемого объекта (в некоторых произведениях авторы делают телепортацию универсальным транспортом, позволяющим свободно перемещаться даже во времени), что входит в конфликт с теорией относительности, поскольку это может привести к нарушению причинно-следственных связей. Кроме того, теория относительности делает неопределённым само понятие одновременности, в каждой системе отсчёта время идёт по своему. Как в таком случае соотносятся времена исчезновения телепортируемого объекта в одном месте и появления его в другом? В научно-фантастических произведениях этот вопрос, как правило, обходится стороной, молчаливо предполагается существование некой выделенной системы координат, для которой понятие одновременности имеет вполне конкретный, согласующийся с представлениями Ньютоновской механики, смысл.
Ещё одной проблемой обьёмной телепортации считается гипотетическая возможность случайного или преднамеренного совмещения перемещаемой материи с материей в пункте назначения. Возможных исходов в таком случае может быть два: либо произойдёт взрыв (это, впрочем, маловероятно, поскольку материя фактически состоит из пустоты — расстояния между ядрами атомов, электронами и между самими атомами на порядки больше самих частиц), либо атомы просто смешаются. В любом случае результат считается необратимым (см. фильм «Муха»).
Существует концепция объёмной телепортации, обходящая последнюю проблему, согласно ей при объёмной телепортации происходит обмен эквивалентными по объёму и конфигурации областями пространства. При такой телепортации любой твёрдый объект, перемещающийся в рамках большего своих размеров объёма, останется неповрежденным — однако телепортировавшись куда-либо, где находится твёрдое тело, превыщающее размерами перемещаемый объём, он «выест» из него кусок, который переместится туда, где располагался первый объект. В фантастическом рассказе Евгения и Любови Лукиных Монумент герой рассказа, внезапно получивший способность к телепортации, использовал это свойство объёмной телепортации, чтобы создавать свои статуи из различных горных пород, телепортируясь внутрь залежей породы и создавая тем самым свою точную копию из данной породы на месте, где он находился до телепортации.
[править] Совмещение пространства
Совмещение пространства — наиболее изящный, интуитивно понятный, вид телепортации. Внешне — просто двери, врата или иное арочное сооружение, «просто» ведущее в другое место. Этот тип порталов также вступает в противоречие с теорией относительности.
Совмещаемые пространства находятся в разных системах отсчёта. Первое, самое очевидное, это необходимо обеспечить мгновенное и непрерывное преобразование 4-векторов энергии-импульса всех пересекающих поверхность портала частиц, ведь при одной и той же скорости тела относительно поверхности портала, по разные его стороны телу будут соответствовать разные импульсы в любой произвольной системе отсчёта. Этот аспект авторами обычно оставляется за кадром, считается, что это неотъемлемое свойство портала.
Атмосферные условия по разные стороны портала, как правило, тоже разные. Заботу о предотвращении перетоков воздуха из-за разницы давлений авторы также обычно оставляют на совести оборудования портала или свойств области совмещённого пространства.
Проблема одновременности для порталов этого типа стоит ещё острее, чем для объёмной телепортации. Когда пространства, относящиеся к двум разным системам отсчёта, совмещаются друг с другом на длительный период, в режиме «реального времени», то по каким часам при этом идёт время по обе стороны портала? Как влияют на работу портала и на видимое через его поверхность изображение релятивистские эффекты, такие, как Лоренцево сокращение длин и замедление времени при субсветовой скорости одной из сторон? Гравитационный потенциал? Величина равномерного ускорения? — Специальная теория относительности относит подобные вопросы к разряду бессмысленных, поскольку сама основывается на постулате о предельности скорости света в вакууме и, соответственно, невозможности мгновенного распространения информации. Гипотетическое введение таких сигналов (неизбежное, в предположении о возможности телепортации), существенно видоизменяет специальную теорию относительности(?), низводя её предсказания до простых метрологических парадоксов и заново вводя понятие одновременности.